Сварочный трансформатор из... телевизора

Дата: 2015-04-17 22:47
 

В старых отечественных цветных телевизорах использовались крупные, увесистые сетевые трансформаторы: в основном ТС-270, ТС-310, СТ-270. Эти трансформаторы имеют U-образные, так называемые броневые, магнитопроводы, состоящие из двух одинаковых U-образных частей — спрессованных и изогнутых пакетов железа, стягиваемых друг с другом хомутами (рис. 53, а). Их легко разобрать: стоит отвинтить всего две гайки на стягивающих шпильках — и магнитопровод распадается на две половинки.

Сварочный трансформатор из телевизионных трансформаторов

Рис. 53. Сварочный трансформатор из телевизионных трансформаторов:
а — исходный трансформатор; б — конструкция сварочного трансформатора; 1, 2, 3 — магнитопроводы телевизионных трансформаторов; 4 — U-образные наборы пластин; 5 — обмотки; 6 — нижняя часть хомута; 7 — стягивающие шпильки; 8 — верхняя часть хомута

У трансформаторов ТС-270, ТС-310 сечение магнитопровода имеет размеры 2 х 5 см (Б = 10 см2), а у более новых ТСА-270 сечение магнитопровода Б = 11,25 см2 при размерах 2,5 х 4,5 см. При этом ширина окна у старых трансформаторов на несколько миллиметров больше. К тому же трансформаторы ТС-270 мотались медью, из их первичных обмоток может пригодиться провод 0,8 мм. ТСА-270 намотаны алюминием, поэтому их использовать нежелательно. В любом случае такие магнитопроводы вместе с каркасами при незначительных переделках можно использовать для изготовления сварки.

Понадобится три одинаковых трансформатора такого типа, при этом суммарная площадь их объединенного магнитопровода будет равняться 30—34 см2. Еще до разборки телевизионных трансформаторов необходимо сразу же с помощью маркера или краски пометить сопрягаемые стороны половинок их магнитопроводов для того, чтобы при сборке не перепутать половинки от разных сердечников и они состыковались точно в том же положении, в котором и были собраны на заводе.

Как их соединить между собой после разборки, показано на рис. 53, б. Три отдельных броневых сердечника складывают боковыми торцами друг к другу и стягивают прежними хомутами-каркасами. При этом выступающие за боковой торец части металлических каркасов необходимо подрезать: на центральном магнитопроводе — с обеих сторон, а у боковых — лишь с одной, внутренней стороны. В результате получается единый магнитопровод большого сечения, который можно легко собрать и разобрать.

Объем окна такого магнитопровода позволяет использовать для первичной обмотки провод диаметром до 1,6 мм, а для вторичной — шину прямоугольного сечения 10 мм2 или многожильный провод-канатик, изготовленный из пучка тонких проводов диаметром 0,6—0,8 мм, того же сечения, хотя прямоугольная шина компактнее. Для полноценного сварочного трансформатора этого, конечно, маловато, однако, учитывая невысокие затраты на изготовление данной конструкции, это вполне оправдывает себя в случае непродолжительных работ.

Обмотки мотают на картонных каркасах отдельно от магнитопровода, что, несомненно, удобно; Картонный каркас можно изготовить из пары родных каркасов трансформатора, выкинув из них с одной узкой стороны боковые щечки, а широкие щечки склеив между собой с помощью дополнительных полос жесткого картона. При намотке внутрь картонных каркасов обязательно надо плотно вложить распорки из нескольких обрезков деревянных дощечек. Обмотки необходимо укладывать виток к витку, как можно плотнее, межслоевая изоляция должна быть как можно тоньше. С внешней стороны после первого слоя провода и далее через каждые два желательно вставлять деревянные колышки для вентиляции обмоток.

Вторичную обмотку лучше всего мотать шиной прямоугольного сечения, так она займет наименьший объем. Если же она не влезает в положенный объем каркаса, придется отказаться от удобной намотки отдельно от магнитопровода и мотать вторичную обмотку на уже собранный, с установленной катушкой первичной обмотки сердечник, протягивая каждый ее виток через окно. На жестком магнитопроводе гибкий провод удастся утянуть значительно плотнее, чем на картонном каркасе, и в окно войдет большее количество витков.

Так как внутреннее пространство магнитопровода сильно ограничено, для экономии места придется отказаться от разделения первичной обмотки на две секции. Первичная обмотка содержит 250 витков эмалированного провода диаметром 1,5 мм, и вся она помещена на одном плече. Для работы 2-миллиметровыми электродами вторичная обмотка (45 В, многожильный провод или шина сечением 10 мм2) располагается полностью на противоположном плече. В такой комбинации сварочный ток равняется примерно 70 А, а в режиме короткого замыкания прирост тока совсем небольшой. Ток холостого хода — 450 мА при напряжении сети 230 В.

Для работы «тройкой» вторичную обмотку надо дополнить. Считаем предыдущую обмотку за 2/3 общего ее объема, а еще 1/3 располагаем на первом плече поверх первичной. В этом варианте выходной ток в дуговом режиме увеличится примерно до 100 А, и, для того чтобы избежать чрезмерного нагрева, корпус трансформатора следует оборудовать нагнетающим вентилятором.

При сборке магнитопровода особое внимание следует уделить надежности крепления и плотности прилегания отдельных и-образных половинок броневого сердечника. Как уже говорилось, сопрягаемые половинки магнитопровода должны быть от одних и тех же трансформаторов и устанавливаться теми же сторонами, что и на заводе. Под гайки стягивающих шпилек обязательно нужно подложить шайбы большого диаметра и шайбы Гровера.

Основным недостатком данного СТ является несовершенство магнитопровода, имеющего сжатый зазор между двумя половинками и не рассчитанного на большую мощность. Греется первичная обмотка у этого трансформатора сильнее, чем, например, обмотка с таким же проводом у «ушастика». Тем не менее его можно с успехом использовать в подсобных целях, особенно для сваривания тонкого автомобильного металла. Он отличается особенно компактными размерами и небольшим весом — 14,5 кг.