Садовая тачка

Дата: 2015-05-04 21:40
 

Садоводу, огороднику, строителю непросто обойтись без такого древнего транспортного средства. При перемещении самых различных грузов тачка значительно облегчает тяжелый труд — экономит силы, время, а возможно, и здоровье, когда объемы перевозок значительны.

Тачка незаменима даже для тех, у кого имеется мини-трактор или мотоблок с прицепом. Главные ее достоинства — экологичность и бесшумность, а потому тачку можно использовать даже внутри помещений.

Чтобы тачкой было удобно пользоваться на небольшом приусадебном участке, она должна проходить по узким и неровным дорожкам, через достаточно узкие калитки. Поэтому ее целесообразно сделать одноколесной. При этом тачка должна иметь грузоподъемность порядка 80—120 кг, расстояние между ручками должно быть 60— 65 см, а расстояние от ручек до земли в транспортном положении — порядка 70—75 см. Эти базовые параметры и заложены в конструкцию металлической одноколесной тачки (рис. 87).

Простая одноколесная тачка

Рис. 87. Простая одноколесная тачка:
а, б — компоновочная схема, виды сбоку и сверху (1 — рычаг; 2 — рукоятка; 3 — ребро; 4, 5 — основание; 6 — накладка; 7 — стойка; 8 — планка; 9 — стояночная стойка; 10, 11— поперечная косынка; 12 — опора; 13 — кузов; 14 — колесо); в — раскрой заготовок для кузова; г — компоновка кузова; д — сборочная схема шасси; е — чертеж колесного узла (1 — резиновый обод; 2 — крышка; 3 — обойма; 4 — подшипник № 204; 5 — ось; 6 — втулка; 7,8 — винты М5; 9 — гайка М20; 10 — гайка М5)

Любая тачка состоит из кузова или платформы, ходовой части — колеса или колес и шасси, объединяющего кузов, ходовую часть и «органы управления» — ручки. Основным и наиболее сложным в изготовлении элементом тачки является кузов — емкость или платформа для размещения соответствующего груза. В предлагаемой тачке кузов имеет очень простую форму — это половина параллелепипеда. Сделать такой кузов очень легко. Для этого берем прямоугольный лист стали толщиной 1,6—2 мм, шириной 500 мм и длиной 1900 мм и разрезаем так, как показано на рис. 87, в. Заметим, что по линии ДЕ лист можно согнуть на угол АВС, равный приблизительно 100°. Из получившихся заготовок сваривают кузов (рис. 87, г). При указанных размерах объем кузова равен 82 л, его глубина — 360 мм, а вес — 10—15 кг в зависимости от толщины стального листа.

После того как изготовлен кузов, привариваем к нему элементы шасси. Конструктивная схема шасси (рис. 87, д) выбрана исходя из геометрии кузова. Кроме того, при такой компоновке минимизирован вращающий момент, действующий в транспортном положении на линии «ось колеса — ручки», т. е. груз в кузове располагается как можно ближе к оси колеса.

Для рычагов и рукояток используют стальной уголок 32 х 32 мм и отрезки водопроводной трубы 3/4". Чтобы конструкция тачки была достаточно прочной и жесткой, применены ребра, стойки и накладки из стального уголка 25 х 25 мм. Основание тачки изготовлено из уголка 40 х 40 мм. Оси колеса фиксируют стальными планками.

К боковым стенкам кузова приварены стояночные стойки из уголка 25 х 25 мм. Они усилены треугольными продольными и поперечными косынками, изготовленными из остатков раскроя кузова. При сборке тачки необходимо обеспечить зазор около 10 мм между ободом колеса и передней стенкой кузова.

Чтобы тачка имела хорошие ходовые качества, имеет смысл сделать колесо с осью на подшипниках. Можно взять готовое колесо диаметром 280—350 мм, желательно с обрезиненным ободом и с подшипниками, или же сделать колесо самому. Конструкция колесного узла показана на рис. 87, е. Под подшипники № 204 на токарном станке нужно выточить обоймы.

Предлагаемая конструкция тачки очень удобна для разгрузки как лопатой, так и опрокидыванием от себя при помощи переднего выступа основания.