Прицеп для «Нивы»

Дата: 2015-05-17 15:58
 

Излюбленный автомобиль на селе — это, бесспорно, полноприводный, повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива», он же Lada 4x4. Правда, прицеп к этой модели, имеющий большую грузоподъемность и способность эксплуатироваться в условиях бездорожья, стоит довольно дорого. А потребность в них у сельского жителя огромная: и стройматериалы привезти, и удобрения, и доставить на рынок продукцию своего огорода. Поэтому владелец сварочного аппарата, не желающий выкладывать круглую сумму за прицеп, может попытаться сделать его самостоятельно.

Собственная масса прицепа, предлагаемого к изготовлению, — 250 кг. Откидной задний борт и гладкий пол кузова обеспечивают удобство погрузки и разгрузки (рис. 109).

Грузовой прицеп к автомобилю «Нива»

Рис. 109. Грузовой прицеп к автомобилю «Нива»:
а — вид сбоку; б - вид сверху (по сечению А-А); в - вид сзади; 1 - скоба (сталь, пруток 020); 2 — пластина усиливающая (сталь, толщина 10 мм); 3 - перегородка усиливающая (сталь, 4 х 100 х 125); 4 - дышло (сталь, швеллер № 12); 5 — пластина усиливающая (сталь, 5 х 50 х 90); 6 — стойка кронштейна запасного колеса (сталь, труба 20); 7 - окантовка кузова (сталь, уголок 32 х 32); 8 — зашивка кузова (сталь, толщина 1,2 мм); 9 — днище (сталь, толщина 2 мм); 10 - замок; 11 - петля; 12 - бампер (сталь, труба 25 х 15); 13 - лонжерон (сталь, швеллер № 16); 14 — проушина (сталь); 15 - продольная связь (сталь, труба 25 х 25); 16 - поперечная связь (сталь, труба 25x25); 17— окантовка заднего борта (сталь, труба 25 х 50); 18 - пластина грязезащитная (сталь, 2 х 150 х 280); 19 - пластина опорная (сталь, 14 х 140 х 160); 20 — подкос (сталь); 21 — ось (от компрессора ПР-10)

За основу ходовой части выбрана задняя ось с рессорами и ступицами от списанного передвижного компрессора ПР-10. Ширина колеи подогнана под колею тягового автомобиля. Для этого толстостенная труба оси наружным диаметром 80 мм разрезана и укорочена на токарном станке со снятием фаски под сварку. Затем ось сварена электродуговой сваркой. Количество листов рессор уменьшено с каждой стороны на два. Подобным же образом для прицепа можно приспособить и другую подходящую тележку.

Диски колес и шины — от автомобиля УАЗ 30 х 8,5 R15. Проушины рессор надо приварить к раме из швеллера и стальных труб прямоугольного сечения 25 х 50 мм. Для подачи смазки болты крепления рессор должны иметь внутренний канал и круглую головку со срезанной гранью. Вращение болтов исключается приваренными к проушинам пластинами размером 15 х 25 мм из стали толщиной 2 мм.

Дышло прицепа сделано из гнутого равнополочного швеллера, пол кузова — из стального листа толщиной 2 мм. Для стоек кузова, верхнего обрамления боковых и переднего бортов нужен стальной уголок 32 х 3 мм. Для плоскостей бортов подойдут стальные листы толщиной 1,2 мм. Навесы заднего борта 016 мм вытачивают из стального кругляка. Указатели поворотов, габаритов, стоп-сигналы используйте готовые, подбирая их по своему вкусу и толщине кошелька. Для крепления номерного знака с левой по ходу стороны прицепа предусмотрена пластина. Не забудьте позаботиться и о его освещении. Защита сигнальных фонарей обеспечивается сварной конструкцией из трубы сечением 25 х 25 мм. Грязезащитные щитки можно вырезать из транспортерной ленты; для их крепления к раме приварите пластины размером 30 х 270 мм из стали толщиной 2 мм. Щитки крепят к пластинам с помощью болтов.

Запасное колесо располагается в передней части прицепа над дышлом и фиксируется на кронштейне тремя гайками М14.

После того как вы подберете все комплектующие и заготовки, можно начинать изготовление рамы прицепа. К основе из двух швеллеров приварите сначала три поперечины — трубы сечением 25 х 50 мм, затем — проушины для крепления рессор.

После этого к основе рамы можно крепить рессоры с осью и ступицами. В задней части крепления рессор предусмотрена деталь, компенсирующая их удлинение при движении.

Далее необходимо изготовить дышло прицепа и буксировочное устройство к автомобилю.

Наиболее приемлемый вариант сборки рамы с дышлом такой: зацепить дышло прицепа за буксирный крюк автомобиля, затем основу рамы с рессорами и осью на колесах поставить в горизонтальное положение; вставить дышло в основу рамы и приварить электродуговой сваркой согласно чертежу. Далее собирайте и сваривайте остальные детали кузова. По завершении сварочных работ все детали прицепа окрасьте автомобильной эмалью, а когда она высохнет, смонтируйте электропроводку и установите на место фонари.

Буксировочное устройство состоит из жесткой балки кронштейна, хомута, накладки, раскосов, пластин и буксирного крюка (рис. 110). Буксирный крюк лучше взять готовый — от автомобиля УАЗ или аналогичный.

Буксировочное устройство

Рис. 110. Буксировочное устройство:
а — вид сбоку; б — вид сверху; 1 — балка продольная (сталь, труба 45 х 3,5); 2 — кронштейн задний (сталь, уголок 75 х 8); 3 — хомут (сталь, толщина 4 мм); 4 — раскос (сталь, уголок 32 х 3); 5 — пластина крепежная (сталь, толщина 6 мм); 6 — крюк буксирный; 7 — болт М12 х 40 (4 шт.); 8 — бампер

Конструкция закреплена на кузове автомобиля в четырех точках. Передний конец через накладку притянут четырьмя болтами М8 х 30 к полу багажника и охватывает поперечину пола. Задний фиксируется на бампере двумя болтами М8 х 25 и двумя болтами M10 х 25.

Балка выгнута из трубы диаметром 45 мм с толщиной стенки 3,5 мм. Хомут и накладка сделаны из листовой стали толщиной 4 мм; задний кронштейн — из угловой равнополочной стали 75 х 8. В последнем для крепления крюка просверлены отверстия Ш13 мм. Края кронштейна снизу обрезаны на фрезерном станке. Раскосы изготовлены из угловой равнополочной стали 32 х 3. Пластины вырезаны из стали толщиной 6 мм. В них, согласно чертежу, следует разметить и просверлить отверстия диаметром 8,6 мм и нарезать резьбу M10 х 1,25.

Теперь можно приступать к монтажу. По хомуту тщательно размечают и сверлят отверстия в полу багажника. При этом необходимо учитывать, что буксировочное устройство должно располагаться строго по оси автомобиля. Хомут и накладку стягивают болтами М8 х 30. Просверлив по месту отверстия в заднем бампере, закрепите кронштейн болтами М10. Буксирные петли автомобиля замените пластинами.

Электродуговой сваркой прихватите балку к хомуту и кронштейну, а раскосы — к кронштейну и пластинам. А чтобы не испортить сваркой детали автомобиля, всю конструкцию следует демонтировать и обварить на сварочном столе. После этого тщательно зачистьте швы и покрасьте собранную конструкцию. Когда краска высохнет, установите буксирное устройство на автомобиль и прикрепите четырьмя болтами буксирный крюк.

В последнюю очередь необходимо подключить к бортовой сети автомобиля световую сигнализацию прицепа. В качестве страховочного устройства следует обязательно установить стальной трос диаметром 8—10 мм или цепь.